- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
В настоящее время высокоразвитых технологий, когда компьютер стал общедоступным и необходимым элементом повседневной жизни, возникает вопрос о его влиянии на человека. Особенную актуальность этот вопрос приобретает, когда речь идёт о влиянии компьютерных игр на детей, поскольку именно компьютерные игры настойчиво вытесняют все другие виды деятельности из детского мира.
Сначала появлялись простые игры, созданные ради развлечения и отдыха. Они развивали внимание, быстроту реакции. Взрослея, ребенок начинал интересоваться более сложными – интеллектуальными играми. Так, прохождение лабиринтов может быть неплохой умственной тренировкой, развивающей логическое мышление. Им на смену пришли игры посложнее – стратегические (стратегии), они уже существенно отличались от предыдущих, поскольку моделировали реальность, в которой находился игрок. Исходя из названия, можно сказать, что такие игры учат планированию, хорошо развивают аналитическое мышление. Поэтому дети, играющие в компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них развивается представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие «компьютерно-развитые» дети, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал.
Однако есть и негативная сторона увлечения компьютерными играми. Ухудшение зрения, компьютерная и интернет зависимость, синдром карпального канала (туннельное поражение стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна. А еще когда киберпространство становится для ребенка реальностью жизни. Особенно ярко это проявляется, когда ребенок переживает социально неудачные контакты и погружается в игровой мир, где чувствует себя комфортнее. Именно в этом призрачном мире ощущение или предчувствие победы повышает самоуважение, компенсирует заниженную самооценку и формирует поведение, когда единственным смыслом жизни становится удовольствие от игровых сеансов.
Таким образом, вырабатывается «компьютерная или игровая зависимость» что можно охарактеризовать как избыточное увлечение компьютерными играми ради ухода от реальности, что приводит к качественным изменениям личности. В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости: навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам); страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; виртуальные знакомства; киберсекс (увлечение порносайтами); компьютерные игры. Игровая компьютерная аддикция может формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков в силу сензитивности данного возрастного периода и их повышенного интереса к компьютерным играм.
Деформируются социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности человека. Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры (RPG – role playing games), где игрок (геймер) принимает роль компьютерного персонажа.
Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает феномен «присутствия». Это очень интересный феномен автоматической "доработки" сознанием несовершенного виртуального мира до уровня реальности. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой средство изучения познавательных психических процессов. Интересен также и тот факт, что психика человека способна отражать не только "объективную реальность", как привыкли это понимать, но и отражать иную реальность. Возможность моделирования любой реальной или фантастической ситуации с помощью виртуальной реальности, предоставляет новые возможности для изучения человека. Происходит то, что можно назвать «Эго-распадом» на «Я виртуальное» и «Я реальное».
Такие игры подрывают психическое состояние и способны кардинально изменить представление о себе и окружающем мире. Все это способствует нарастанию тревоги и дисгармонии. Игры изменяют представление человека о себе и окружающем мире, зачастую игры, не рассчитанные на детей, могут повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности. Нарушения психических состояний у игровых аддиктов заметно невооруженным глазом, такие состояние как: сниженное настроение, самочувствие, активность, а также завышенный по отношению к нормальному, уровень личностной тревожности у большинства. Что свидетельствует о дезадаптации, неадекватном восприятии адиктами себя и окружающего мира. Тревога нарастает с нарастанием своего рода диссонанса между "Я виртуальным", который бессмертен и может все в виртуальном мире и "Я реальным", который является простым смертным человеком. Помимо всего прочего тревога служит катализатором формирования зависимости - с увеличением тревоги увеличивается зависимость. Это отмечают родственники аддиктов и, зачастую, они сами.
За рубежом существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным. Зависимость от компьютерных технологий выражается в двух основных формах: интернет-зависимость (интернет-аддикция); и чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Психологические симптомы компьютерной зависимости: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой; нетерпимость к низкой скорости интернета. Патологическое влияние компьютера может также негативно влиять на личность человека, как и химические зависимости (алкоголизм, наркомания).
Существует мнение, что некоторые компьютерные игры, в частности, военные стратегии и «стрелялки», которые первоначально были созданы ради развития специальных навыков у военных, формируют жестокость. С одной стороны, они помогают выходу агрессии и негативных эмоций наружу, с другой же, напротив, формируют определенные негативные стереотипы поведения. Другая особенность игры в том, что герои «бессмертны»: каждый раз после того, как они были уничтожены, оживают снова и снова, и количество их жизней бесконечно. Этот факт неминуемо отражается на восприятии ценности жизни, снимает границу между жизнью и смертью и развивает склонность к жизнеопасному поведению. Вот почему проблема компьютерной зависимости и влияния компьютерных игр является актуальной.
Таким образом, большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Интернет зависимость формируется у аддиктивно-предрасположенной личности. Группу риска составляют молодые мужчины (старше 21 года), продолжающие образование, не состоящие в браке, указывающие на наличие в прошлом аффективных расстройств и различного рода аддиктивных реализаций. Предрасполагающими факторами к интернет-аддикции являются: сверхличностная природа межличностных взаимоотношений, возможность анонимных социальных интеракций, возможность для реализации представлений и фантазий с обратной связью, включая различные варианты идентичности, социальных ролей, вуайеристический аспект («электронное подслушивание» чужих личных переживаний, эмоциональных состояний), уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание, неограниченный доступ к информации. Для интернет-аддиктов характерны: проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию, нарушения социальной адаптации в реальной жизни. При длительном воздействии аддиктивного агента у интернет-зависимых возникают коморбидные состояния как: депрессивные расстройства различного регистра, в том числе с суицидальными тенденциями; нарушения режима и качества сна, цефалгии (это болезненные, неприятные ощущения, которые распространяются кверху от бровей до шейно-затылочной зоны); боли в спине и синдром карпального канала (под этим понимается «ущемление нерва» на ладони).
Список рекомендованной литературы:
1. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф. ... канд. пед.наук. - Ярославль. 2011. - 23с.
2. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. - Кемерово, 1999.
3. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф. ... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004. -17с.
5. Малкова Е.Е., Калин Н.И. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 (15).
Исполнитель:
Шарыпова О.А.
Педагог-психолог
кабинета медицинской профилактики.