Профилактика суицидального поведения детей и подростков средствами телефонного консультирования

Профилактика суицидального поведения детей и подростков средствами телефонного консультирования
Основными причинами суицидального поведения среди молодежи является:
неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим,
одиночество.
Среди профилактических мер, направленных на предупреждение самоубийства,
важнейшее место занимают психологические воздействия, которые проводят не только в
специальных кабинетах социально психологической помощи, но и на Телефоне доверия.
Телефон Доверия (далее по тексту ТД) имеет ряд преимуществ: возможность
общения на значительном расстоянии; оперативное общение с психологом в любое
удобное для абонента время суток; максимальная анонимность абонента; возможность
управлять контактом и даже прервать его в любой момент; исключение при разговоре
постороннего отвлечения; глубоко личностный характер общения.
Среди основных задач работы с суицидальными обращениями можно выделить
следующие: профилактика суицидального поведения абонентов, информирование
абонентов о возможных формах психологической помощи, работа с текущим суицидом.
К психологическим задачам работы с конкретным суицидальным обращением
можно отнести:
  • определение степени суицидального риска;
  • помощь в проживании абонентом травматических переживаний;
  • формирование у абонента надежды на улучшение ситуации;
  • определение психологических ресурсов абонента;
  • расширение возможных способов совладания абонента с критической
  • ситуацией.
ТД организован в соответствии с принципами заложенными А.Г.Амбрумовой,
выполняя не только функцию профилактики развития суицидальных намерений,
предотвращения самоубийств, что подтверждается рядом исследований, но и функцию
термометра отражающего степень нагрева в подростковой среде, собирая бесценную
информацию о переживаниях, надеждах, разочарованиях современных подростков.
Важная роль ТД и в сборе социо-демографических, личностных, клинико-
психологических характеристик подростков обратившихся на телефон доверия.
Среди социально-психологических задач работы с суицидальными обращениями
можно выделить следующие: профилактика суицидального поведения абонентов,
информирование абонентов о возможных формах психологической помощи. Такой вид
деятельности осуществляется при обращении родителей о попытках суицида их ребенка, в
этом случае родителю предоставляется информация, как вести себя с ребенком
находящимся в кризисной ситуации и к каким специалистам обратится в дальнейшем
после предотвращения попытки суицида.
Абоненты, обращающиеся по поводу возможного суицида, характеризуются
различными степенями суицидальной готовности: общей суицидальной
направленностью, суицидальным намерением, сформированным планом суицида.
Значительная часть подобных обращений приходится в позднее время суток. Согласно
правилам работы сотрудники оказывают психологическую помощь абонентам любого
возраста, как детям, так и взрослым. Как правило, подростки обращаются с
суицидальными мыслями, стремлением доказать что-то окружающим через выражение
суицидальных намерений. В суицидальных попытках подростков можно выделить
следующие причины: сильный стресс, переживание сильных негативных эмоций; попытка
манипулировать другими; попытка наказать других; попытка восстановить контакт со
значимыми людьми; избегание столкновения с чрезвычайно болезненной для человекаситуацией; употребление психоактивных веществ, которые могут вызывать галлюцинации
и переживания, которые приводят к попыткам самоубийства.
В целом можно выделить три основные причины совершаемых самоубийств для
подростков.
Первая это аутоагрессивные действия, либо шантажно-демонстративные суициды,
которые часто переигрываются, т.к. подростки не знают или недооценивают летального
(смертельного) потенциала средств и методов, ими применяемых. Так как их намерения
чаще носят манипулятивный характер, то предотвратить такие задумки психолог-
консультант в силе. Эффективность этого подтверждается в конце беседы, когда с
подростком выстраивается перспективный план ближайшего будущего, он с энтузиазмом
размышляет на другие темы, не вспоминая о первоначальных намерениях.
Второй распространенной причиной является отсутствие представления о смерти,
как о факте индивидуальной жизни. Смерть и сон для ребенка почти одно и то же, жизнь
не воспринимается как конечная, а смерть, как необратимая. Работа психолога по
распределении ответственности за собственную жизнь помогает справляться с этой
ситуацией в рамках телефонного консультирования.
Третьей причиной может стать заразительность суицидальных примеров. Все
перечисленные причины крайне важны, поэтому ко всем, даже демонстративным
попыткам консультанты ТД относятся крайне серьезно.
Частыми причинами суицидальных мыслей, предъявляемыми подростками на ТД,
являются значимые для данного возраста проблемные вопросы, такие как проблемы
взаимоотношения с родителями и проблемы социальной адаптации среди сверстников
(конфликты с друзьями одноклассниками, непринятие социальной группой и пр.). Эти
запросы больше всего и предъявляют для психологической помощи на ТД.
Как показывает практика, психолог может предотвратить реализацию этих мыслей
более чем в 90% случаях. Общение подростка с психологом по статистике
предотвращают последующие попытки суицида, связанного с трудной жизненной
ситуацией ребенка.
Частыми для ТД являются розыгрыши на суицидальную тематику. Такие звонки
классифицируются, как звонки-розыгрыши, и демонстрируют повышенный интерес к
работе службы ТД и одновременную обеспокоенность суицидальной тематикой. Ребенок,
позвонивший даже с шуткой-розыгрышем, хочет получить квалифицированную помощь,
поддержку и понимание со стороны консультанта, а, так как, на данный момент
актуального запроса нет, то звонит с «выдуманной» проблемой, но, возможно, той, в
которой есть опасения.
Первой ответственной задачей телефонного консультанта является заметить
словесные указатели, которые могут быть индикаторами суицидальных мыслей или
тенденций. Вот некоторые примеры таких указателей: «Я больше не могу», «Ей будет
лучше без меня», «Было бы легче, если бы меня не было», «Жизнь ничего не стоит», «Вы
моя последняя надежда».
Если подросток в разговоре намекает на смерть или самоубийство, то для
телефонного консультанта важно чтобы абонент имел возможность уточнить, что он имел
в виду. Некоторые абоненты, которые говорят о самоубийстве, отрицают намерение
совершить суицид. Если рефлексия консультанта не точна, то это приведет к простому
отрицанию. С другой стороны, если он будет точной, то это обеспечит возможность и
способ вывести тему на поверхность, и тогда вероятность суицида уменьшается.
Следующей ответственной задачей является оценка степени опасности
«детальности» ситуации. Любая угроза самоубийства должна быть принята серьезно. У
большинства абонентов, особенно в сложном подростковом возрасте, кто говорит или
признает наличие суицидальных мыслей, к этой идее имеются амбивалентные или
смешанные чувства. Одна часть личности действительно хочет умереть, в то время как
другая часть ее отчаянно хочет жить. Цель консультации заключается в том, чтобыподдержать и усилить ту часть, которая хочет жить, таким образом, чтобы обновилась
храбрость человека и возродилась его надежда.
Еще одна важная задача телефонного консультанта проявить мягкую, осторожную
заботу об абоненте, помочь человеку решиться в пользу образа действий, исключающих
самоубийство, хотя бы только в данный момент времени. Полезно осознавать, что
консультант имеет дело, вероятнее всего, с испуганным, гневным, запутавшимся или
подавленным ребенком, который нуждается в любви, поддержке, заботе и надежде.
Необходимо дать ему все это со всей человеческой теплотой и духовной поддержкой, и
тогда все это приведет его к повороту от отчаяния и безнадежности. Самоубийство не
обязательно должно случиться. То, чего в действительности хотят большая часть
самоубийц это чтобы кто-нибудь был небезразличен к ним, проявил заботу, и появилась
надежда. Вот некоторые практические рекомендации по работе с суицидальным
абонентом.
Основными направлениями работы психолога на ТД:
1. Определение степени эмоционального напряжения абонента, приведшего к
осуществлению суицидальной попытки, либо возникновению суициадальных намерений.
2. Снижения актуального эмоционального напряжения.
3. Прояснение причин, приведших к возникновению данного поведения.
4. Ориентация абонента на поиск «ресурсов» с помощью которых он сможет справиться с
возникшей ситуацией без летального исхода.
5. Информирование абонента о различных социально-психологических, юридических,
медицинских и иных службах города, специалисты которых помогут ему преодолеть
трудную жизненную ситуацию.
Таким образом, Телефон доверия может стать одним из способов профилактики
суицидального поведения детей и подростков, а также реальной и доступной помощью
при текущем суициде.
Список рекомендованной литературы:
1. Волков, Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д.
Кадария, И.П. Савченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 589 с.
2. Гроллман Э. Суицид. Превенция, интервенция, поственция / Э. Гроллман //
Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов,
социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М.: «Когито-центр», 2001. -
565с.
3. Игошкина С. Как предупредить попытку самоубийства: [Об истории
суицида]/ С. Игошкина //Воспитание школьников. - 2002. - №1. - с. 31 - 37.
4. Игумнов, С.А. Суицидальное поведение подростков и принципы кризисной
психотерапии / С.А. Игумнов // Психотерапия и клиническая психология. - 2004. - №1. - с.
23 - 26.
5. Книжникова, С. В. Педагогическая профилактика суицидального поведения
на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной
школы / С.В. Книжникова. - Краснодар, 2005. - 112 с.
6. Погодин И. А. Психология суицидального поведения / И.А. Погодин. -
Минск: «Тесей», 2005. - 208 с.
7. Смагина, Л.И. Суицидальное поведение подростков и факторы
суицидального риска / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская 2006. - №10. - с. 14-22.
Исполнитель:
Педагог-психолог
кабинета медицинской профилактики
О.А. Шарыпова

Возврат к списку