Значительная часть подобных обращений приходится в позднее время суток. Согласно
правилам работы сотрудники оказывают психологическую помощь абонентам любого
возраста, как детям, так и взрослым. Как правило, подростки обращаются с
суицидальными мыслями, стремлением доказать что-то окружающим через выражение
суицидальных намерений. В суицидальных попытках подростков можно выделить
следующие причины: сильный стресс, переживание сильных негативных эмоций; попытка
манипулировать другими; попытка наказать других; попытка восстановить контакт со
значимыми людьми; избегание столкновения с чрезвычайно болезненной для человекаситуацией; употребление психоактивных веществ, которые могут вызывать галлюцинации
и переживания, которые приводят к попыткам самоубийства.
В целом можно выделить три основные причины совершаемых самоубийств для
подростков.
Первая это аутоагрессивные действия, либо шантажно-демонстративные суициды,
которые часто переигрываются, т.к. подростки не знают или недооценивают летального
(смертельного) потенциала средств и методов, ими применяемых. Так как их намерения
чаще носят манипулятивный характер, то предотвратить такие задумки психолог-
консультант в силе. Эффективность этого подтверждается в конце беседы, когда с
подростком выстраивается перспективный план ближайшего будущего, он с энтузиазмом
размышляет на другие темы, не вспоминая о первоначальных намерениях.
Второй распространенной причиной является отсутствие представления о смерти,
как о факте индивидуальной жизни. Смерть и сон для ребенка почти одно и то же, жизнь
не воспринимается как конечная, а смерть, как необратимая. Работа психолога по
распределении ответственности за собственную жизнь помогает справляться с этой
ситуацией в рамках телефонного консультирования.
Третьей причиной может стать заразительность суицидальных примеров. Все
перечисленные причины крайне важны, поэтому ко всем, даже демонстративным
попыткам консультанты ТД относятся крайне серьезно.
Частыми причинами суицидальных мыслей, предъявляемыми подростками на ТД,
являются значимые для данного возраста проблемные вопросы, такие как проблемы
взаимоотношения с родителями и проблемы социальной адаптации среди сверстников
(конфликты с друзьями одноклассниками, непринятие социальной группой и пр.). Эти
запросы больше всего и предъявляют для психологической помощи на ТД.
Как показывает практика, психолог может предотвратить реализацию этих мыслей
более чем в 90% случаях. Общение подростка с психологом по статистике
предотвращают последующие попытки суицида, связанного с трудной жизненной
ситуацией ребенка.
Частыми для ТД являются розыгрыши на суицидальную тематику. Такие звонки
классифицируются, как звонки-розыгрыши, и демонстрируют повышенный интерес к
работе службы ТД и одновременную обеспокоенность суицидальной тематикой. Ребенок,
позвонивший даже с шуткой-розыгрышем, хочет получить квалифицированную помощь,
поддержку и понимание со стороны консультанта, а, так как, на данный момент
актуального запроса нет, то звонит с «выдуманной» проблемой, но, возможно, той, в
которой есть опасения.
Первой ответственной задачей телефонного консультанта является заметить
словесные указатели, которые могут быть индикаторами суицидальных мыслей или
тенденций. Вот некоторые примеры таких указателей: «Я больше не могу», «Ей будет
лучше без меня», «Было бы легче, если бы меня не было», «Жизнь ничего не стоит», «Вы
моя последняя надежда».
Если подросток в разговоре намекает на смерть или самоубийство, то для
телефонного консультанта важно чтобы абонент имел возможность уточнить, что он имел
в виду. Некоторые абоненты, которые говорят о самоубийстве, отрицают намерение
совершить суицид. Если рефлексия консультанта не точна, то это приведет к простому
отрицанию. С другой стороны, если он будет точной, то это обеспечит возможность и
способ вывести тему на поверхность, и тогда вероятность суицида уменьшается.
Следующей ответственной задачей является оценка степени опасности
«детальности» ситуации. Любая угроза самоубийства должна быть принята серьезно. У
большинства абонентов, особенно в сложном подростковом возрасте, кто говорит или
признает наличие суицидальных мыслей, к этой идее имеются амбивалентные или
смешанные чувства. Одна часть личности действительно хочет умереть, в то время как
другая часть ее отчаянно хочет жить. Цель консультации заключается в том, чтобыподдержать и усилить ту часть, которая хочет жить, таким образом, чтобы обновилась
храбрость человека и возродилась его надежда.
Еще одна важная задача телефонного консультанта проявить мягкую, осторожную
заботу об абоненте, помочь человеку решиться в пользу образа действий, исключающих
самоубийство, хотя бы только в данный момент времени. Полезно осознавать, что
консультант имеет дело, вероятнее всего, с испуганным, гневным, запутавшимся или
подавленным ребенком, который нуждается в любви, поддержке, заботе и надежде.
Необходимо дать ему все это со всей человеческой теплотой и духовной поддержкой, и
тогда все это приведет его к повороту от отчаяния и безнадежности. Самоубийство не
обязательно должно случиться. То, чего в действительности хотят большая часть
самоубийц это чтобы кто-нибудь был небезразличен к ним, проявил заботу, и появилась
надежда. Вот некоторые практические рекомендации по работе с суицидальным
абонентом.
Основными направлениями работы психолога на ТД:
1. Определение степени эмоционального напряжения абонента, приведшего к
осуществлению суицидальной попытки, либо возникновению суициадальных намерений.