Психологические особенности леворуких детей

Психологические особенности леворуких детей

Термины «леворукость» и «левшество» следует различать. Леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и у нас, показывают, что в историях развития леворуких детей высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Леворукими могут стать дети, у которых была серьезная травма правой руки в раннем возрасте. Таким образом, леворукость в большинстве своем связана с патологией. Ученые утверждают, что такой ребенок не левша, а «неправша».

Что касается понятия «левшество», то это проявление устойчивой, неизменной характеристики, специфического типа организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Определить мануальное предпочтение можно примерно к четырем годам, поскольку до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

1.Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а не ведущая держит пузырек. Результат фиксируется: П - правая, Л - левая.

2.Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, не ведущая рука держит. Результат фиксируется: П, Л.

3.Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

4.Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Бросающий стоит посередине по отношению к малышу. Та рука, которая ловит, - ведущая. Результат фиксируется: П, Л.

5.Ребенка просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно - сверху. Результат фиксируется: П, Л,

6.Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

7.Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая рука. Результат фиксируется; П, Л.

8.Ребенку протягивают часы и просят их завести. Обычно неведущая рука держит

часы, а ведущая - заводит. Результат фиксируется: П, Л.

9.Родители кладут что-нибудь на пол, например небольшую игрушку, и просят ребенка поднять предмет. Ведущая рука обычно поднимает. Результат фиксируется: П, Л.

10.Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается большой палец ведущей руки. Результат фиксируется: П, Л.

11.Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а не ведущая рука держит иголку. Результат фиксируется: П, Л.

На основании проведенных проб родители могут определить, какая рука у ребенка является ведущей. Это особенно важно, когда у малыша достаточно слабо сформированы графические навыки работы рукой или родителям неясна ведущая позиция одной руки, поскольку ребенок производит манипуляции то одной рукой, то другой.

Возможен и третий вариант: равнозначное количество ведущей позиции, как правой, так и левой руки. Одинаковое владение правой и левой рукой называется амбидекстрией, а дети - амбидекстрами. Особенности психики у этих детей такие же, как у левшей, но они достаточно легко привыкают писать правой рукой в школе. И это не приводит к развитию невротических реакций.

Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип. Правое полушарие отвечает за эмоционально-образное мышление, восприятие искусства, воображение. Оно обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также эмоционально-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Леворуких детей отличает своеобразие эмоционального статуса, его уязвимость в отношении различного рода внутренних и внешних факторов. Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, большую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Среди них много артистически и художественно одаренных. Нельзя не отметить основное «преимущество» истинных, естественных левшей — необычайно высокую степень компенсаторных возможностей их мозга.

Переучивание левши означает не просто переучивание на правую руку, а насильственное вмешательство в уже сложившуюся и довольно сложную функциональную систему. При переучивании у ребенка могут развиться серьезные невротические реакции. Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, могут появиться страхи), в итоге развиваются невротические реакции, возможны различные неврологические проявления: головные боли, нарушение аппетита и сна, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения.

По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей. В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

1. Восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

2. Формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

3. Выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);

4. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

5. Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

6. Очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Практически все дети-левши обладают колоссальным произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем. Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову", это в плане энергозатрат организма весьма затратно, что приводит к "обкрадыванию" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих). Поэтому дети-левши требуют постоянного контроля за их здоровьем (в том числе за гормональным и иммунным статусом).

Очень полезны для левшей занятия гимнастиками типа тай-цзи-юань или у-шу, ритмикой и танцами, музыкой, плаванием или теннисом. Любые совместные, особенно подвижные игры, которыми дети сегодня пренебрегают, заменяя их «общением с компьютером», скажутся на развитии левши самым эффективным образом. В силу сложностей развития дети-левши нуждаются в тщательном психолого-педагогическом сопровождении, а также в случае необходимости в коррекционных занятиях с нейропсихологом.

И в заключение несколько советов родителям - левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Рекомендуемая литература:

Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008

Исполнитель:

Медицинский психолог

Диспансерного отделения

Британова А.И.


Возврат к списку