В возрастной периодизации «серебряный возраст» подразделяют на три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (свыше 90 лет).
Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости.
Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.
Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений».
Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.
Ранняя старость
При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.
Старость
Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.
Глубокая старость
При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Для этого возраста характерны свои особенности:ощущение себя над временем, вне него; исчезновение страха смерти;впадение в детство (психологически старики близки к детям).Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.
Старость – период структурирования и передачи жизненного опыта, поиска хобби и увлеченности внуками. Общение в период старости в основном строится вокруг взрослых детей и внуков, круг общения сужается.
В старости главный кризис – кризис индивидуального существования и идентичности. Признаки старости раньше замечают окружающие люди, чем сам субъект. Физиологическое старение долго не признается, так как происходит постепенно и остается незамеченным. Осознание старения может стать неожиданным, например, при встрече с ровесником, другом детства (эффект зеркала). Осознание этого нередко шокирует.
Для успешного преодоления кризиса нужно осознать и признать изменения тела и составить цельный образ жизни и Эго: прошлое, настоящее и скорое будущее. Сохранить личностную цельность можно только приняв старение, новое «Я», мысль о смерти и найдя новое дело, поддерживая социальные контакты с молодым поколением. Старикам важно и интересно передавать свой жизненный опыт. Им нужно чувство причастности к жизни.
К психологическим задачам этого возраста относится:
• адаптация к психологическим и физическим изменениям;
• здравое восприятие старости (разрушение негативных стереотипов);
• корректное распределение и заполнение времени, определение цели дальнейшей жизни;
• адаптация к смене социальных ролей и статусов, поиск новых ролей;
• противостояние эмоциональному истощению, поддержание эмоциональной гибкости, стремление к эмоциональному обогащению в других сферах;
• поиск новых форм поведения, развитие психологической гибкости.
Важно не прекращать активную жизнь. Продуктивной концепцией преодоления кризиса является направление внимания и интереса на новое дело, установление дружеских отношений, сохранение контроля над окружением, расстановка приоритетов на спокойную, созерцательную жизнь, регулярная познавательная активность и мыслительная деятельность. Важно продолжать стремиться к самообразованию, творческой самореализации.
Например, многие современные пенсионеры активно осваивают интернет и самореализуются через него или по старинке объединяются в реальные клубы по интересам. Нужно найти средства продления активной и полноценной жизни, но они всегда имеют субъективный характер.
Таким образом, чтобы пережить кризисы старости, нужно переоценить собственное «Я», выработать равнодушие к ухудшению здоровья и старению, принять мысль о смерти и избавиться от страха, связанного с этим.
Освобождение от работы дарит много свободного времени, но это не означает конец жизни. Нужно лишь найти то хобби и увлечение, которое будет теперь интересно. Появилось много времени для себя, заботы о себе. Да, здоровье ухудшается, тело стареет, но нужно принять это и рационально заботиться о своем здоровье. Чтобы проще это переживать, необходимо осознавать значимость своей жизни, чувствовать уважение и заинтересованность со стороны других людей.
Старческий кризис больше похож на внутриличностный, а не на возрастной кризис. Это период идентичности, экзистенциального кризиса. Принятие происходящих изменений (как и в подростковом возрасте) обуславливает легкость дальнейшей жизни и кризиса.
Использованная литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2003. - 670 с.
2. Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. - №2. - С. 6-11.
3. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток, 2003. - 257 с.4
4. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М., 1996. - 62 с.
Пресс- центр БУ ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница"