Суицидальное поведение, увеличение количества суицидальных попыток среди населения является одной из актуальных проблем в России и зарубежных странах. Наиболее простым показателем уровня самоубийств в стране или регионе является количество самоубийств на 100 тыс. населения. Уровень самоубийств в стране рассматривается как низкий при количестве завершённых суицидов до 10 на 100 тыс., как средний – при аналогичном показателе от 10 до 20. Если этот показатель превышает цифру 20, то уровень самоубийств считается высоким. В последние годы число завершённых самоубийств в России составляет более 40 на 100 тыс. населения. По данным ВОЗ, уровень самоубийств более 20 на 100 тыс. населения является критическим. В ряде экономических районов России (Волго-Вятский, Дальневосточный, Уральский ФО, куда включен ХМАО-Югра) этот показатель достигает 65-81, в республиках Коми, Удмуртия 150-180 на 100 тыс. населения.
Самоубийство подготавливается в «лабораториях» бессознательного. А. Камю пишет: «Такое действие готовится в тишине сердца точно так же, как и великое произведение искусства». Суицидент часто сохраняет реальность переживаний, но теряет реальность мышления. Речь идет о формировании у клиента определенного «когнитивного стиля», узкого восприятия окружающей реальности. Все вокруг воспринимается в «темных тонах».
Суицидальное поведение – это любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания и суицидальные тенденции, разделяющиеся на замыслы и намерения. Суицидальные мысли проходят в своём развитии определённые ступени. Появлению суицидальной идеации предшествует особая почва в виде антивитальных переживаний. В рамках этих переживаний формируются размышления об отсутствии ценности жизни. Первая ступень непосредственной суицидальной идеации – это пассивные суицидальные мысли, характеризующиеся представлениями и фантазиями на тему своей смерти, но без собственного участия в прекращении жизни. Вторая ступень развития внутренних форм суицидального поведения – это суицидальные замыслы. Появляются их активные формы, при которых происходит разработка способа самоубийства и связанных с этим обстоятельств. Третья ступень – суицидальные намерения. Характеризуется присоединением к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к переходу во внешние формы суицидального поведения. Общий радикал психической жизни пресуицидального периода наиболее адекватно может быть определён термином «ангедония». Одно из первых описаний характера переживаний, определяемых понятием ангедония, можно встретить у Сенеки: «Зло, овладевшее нами, не зависит от места, - оно в нас самих; мы стали бессильны, мы не способны чувствовать боль».
Э. Шнейдман выделил общие черты, помогающие понять личность самоубийцы: общей целью суицида является нахождение решения, стимулом является невыносимая душевная боль, стрессором – недостающие психологические потребности, общей суицидальной эмоцией является беспомощность, закономерностью - соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.
Для предупреждения самоубийств выделяют следующие группы риска, на которые следует обращать внимание: больные с тяжелыми, затяжными психическими расстройствами, в том числе с шизофренией и депрессией, лица с наличием сформированного алкоголизма, наркомании, токсикомании, склонности к азартным играм, дорожно-транспортные происшествия, проституция, одинокие лица старческого возраста, преследуемые (преступники, беженцы, мигранты), брачные конфликты, социальная бедность, подростково-юношеский возраст, лица, которые уже ранее совершали суицидальные попытки, а также страдающие тяжелыми увечьями и заболеваниями с изначально неблагоприятным прогнозом.
Проявление суицидального поведения свидетельствует о наличии психологического кризиса у личности, что является показанием для проведения кризисной терапии. Поскольку кризис длится не более 6 недель и локализуется в социально-психологической сфере, кризисная терапия должна быть краткосрочной и способной обеспечить индивиду практическую помощь в изменении позиции в кризисной ситуации. Наиболее часто используемыми методами данной терапии являются: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимое для разрешения ситуации. Кризисная поддержка может оказываться как психологами и врачами-психотерапевтами, так и родственниками больного, она включает такие приемы, как установление терапевтического контакта, в ходе которого происходит раскрытие болезненных переживаний, отреагирование клиентом негативных эмоций, снижение его напряжения. В последующем включается мобилизация личностной защиты путем актуализации антисуицидальных факторов (родительские чувства, представление о неиспользованных жизненных возможностях, страх смерти и т.д.), а также прошлых достижений в значимых для пациента областях, т.е. делается акцент на ресурсах личности. На следующем этапе происходит кризисное вмешательство, которое имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента и направлено на анализ практических проблем, поиск способов их решения. Клиента ориентируют, чтобы он сумел отказаться от старой системы смыслов и ценностей и выработать новые. Таким образом, задача как консультанта, так и близких родственников заключается в создании условий для личностного роста клиента. В завершении кризисной терапии осуществляется поддержка, повышение уровня адаптации. Человеку помогают закрепить новые способы решения проблемы, которые он может применить в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефремов В.С. Основы суицидологи. – Спб.: «Издательство «Диалект», 2004.- 480 с.
2. Калшед Д. Внутренний мир травмы // Московский психотерапевтический журнал, 2001, N 1-2.
3. Мягер В.К. Профилактика суицидов при пограничных состояниях // Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1983. С. 143-146.
4. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии, 1994., N 1.
5. Старшенбаум Г.В. Психотерапевтическая реадаптация суицидентов в условиях кризисного стационара // Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологи. – М., 1984.
6. Хиллман Дж. Самоубийство и душа. – М., 2004.
Исполнитель:
Заместитель главного врача по поликлинической работе