Как выявить интересы ребенка на раннем этапе и в подростковом возрасте

Как выявить интересы ребенка на раннем этапе и в подростковом возрасте В современном мире каждый родитель интересуется, как в воспитании ребенка корректно совмещать образование и кружковую деятельность. Как помочь ребенку в выборе профессии. Сегодня специалисты побеседуют с радиоведущей программы «Родительский совет» Елизаветой Гутовской.
Е.Г.: Как выявить интересы ребенка на раннем этапе и в подростковом возрасте?
Елена Белозерцева: Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения. Диктуемые требования к личности постоянно изменяются. Естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей.
Е.Г.: По результатам многочисленных опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе. А значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом. В дальнейшем это может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника. А около 90% выпускников ВУЗов и СУЗ работают не по выбранной специальности.
Мария Наумова: В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человека неуклонно растут. Цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов. Интересы ребенка – это первые сигналы способностей, и что нужно создавать условия для их прорастания.
Е.Б: Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника. Быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в данном процессе. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:
• Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
• Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
• Затруднённое определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
• Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
• Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
• Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
• Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.
Е.Г.: Как вы считаете, какие необходимо ставить цели для ориентации школьников в профессиях?
М.Н.: Я назову нескольких значимых пунктов при позиционировании профессий молодежи:
1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у них появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
5. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.
Е.Б.: Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим стимулом самоопределения подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути. Это приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.
Е.Г.: Как мы должны провести работу с подрастающим поколением в профориентационном и профновигационном направлении?
Е.Б.:
• Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии.
• Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
• Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
• Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
• Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
М.Н.: Хочу дополнить рассуждения Елены Александровны, и рассказать об основных компонентах профессиональной ориентации. Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов:
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Е.Г.: Подводя итог нашей беседы, мы понимаем, что занимаясь профориентацией подрастающего поколения в первую очередь необходимо ориентироваться на баланс интеллектуального, физического и психического компонента. В качестве заключения и обобщения всего вышесказанного можно с уверенностью говорить о высокой эффективности повышения информированности родителей и школьников на соответствующих программах и мероприятиях, индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

В студии программы «Родительский совет»
выступала медицинский психолог «ХМКПНБ»
Елена Александровна Белозерцева

Возврат к списку