Р. М. Щербич, врач-психотерапевт психиатрического отделения №2 Ханты-Мансийский клинический психоневрологический диспансер
Панической атакой называется неожиданно возникающий и быстро нарастающий синдром, сопровождающийся учащённым сердцебиением, ощущением удушья и стеснения в груди, чувством страха, нехватки воздуха. На высоте приступа у человека часто возникает ощущение надвигающейся смерти, его наполняет чувство страха потери контроля над собой или сумасшествия. Данный синдром возникает при тревожно-фобических расстройствах, таких как агорафобия (страх открытых пространств), клаустрофобия (страх закрытых пространств), транспортные фобии (страх поездок в метро, на самолёте) и ряде других фобий, так же паническая атака может наблюдаться при синдроме навязчивостей. Для всех из них обязательным является наличие выраженной тревоги, страха.
Частой причиной панических атак, а так же расстройств, в рамках которых они развиваются, являются перенесённые психотравмирующие ситуации, в которых человек остро переживал чувство страха и тревоги. Существенная роль принадлежит психоаналитической теории, преимущественно в случае формирования панических реакций у детей на расставание с родителями.
Приступ панической атаки может развиться как в отсутствии эмоционального и физического напряжения, так и на фоне физической нагрузки, умеренного бытового стресса, а так же в связи с какой-то психотравмой. Максимальной интенсивности симптомы достигают не более, чем за 10 минут, весь приступ длится 20-30 минут, редко более часа. Частота приступов варьирует от ежедневных до одного в несколько месяцев. В последующем, после серии панических эпизодов формируется страх повторения приступа, сопровождающийся типичным избеганием ситуаций, где больному не могла бы быть быстро оказана помощь в случае приступа. Больной опасается остаться один дома или быть вне дома без сопровождения близкого лица. Это может быть уличная толпа, мосты, тоннели, лифты, закрытый транспорт, в особенности метро и самолёт. В тяжелых случаях больные вообще отказываются выходить из дома. В дальнейшем приступы могут повторяться спонтанно или лишь в ситуациях, вызывающих у больного тревогу. Клиническую картину часто осложняет развитие вторичной депрессии, отмечаемой у 60 % больных с паническими атаками, злоупотребление алкоголем и седативными средствами.
Чтобы избавиться от симптомокомплекса панических атак, следует обратиться за медицинской помощью к врачу-психотерапевту, либо к врачу-психиатру. Более быстрое восстановление человека происходит в случае лечения методами психотерапии и лекарственными препаратами нового поколения, которые направлены на снятие тревоги и страха. Однако большое значение в эффективности терапии принадлежит индивидуальной и групповой формам психотерапии, которые позволяют проработать непосредственно сами причины, послужившие основой для формирования панических атак. Психодинамическая психотерапия имеет целью проработку конфликтов раннего детства, отражающихся на неосознаваемом страхе расставания с эмоционально значимыми объектами актуальной жизни. Когнитивные методы направлены на коррекцию зафиксировавшихся ошибочных представлений больных, в соответствии с которыми на не угрожающие жизни соматические ощущения они дают гиперболизированные реакции. Поведенческие методы включают тренировку дыхания, техники с мышечной релаксацией или медитацией, способствующими снижению тревоги. При этом практикуется постепенное повышение фобогенности ситуаций (от воображаемых до реальных), которым подвергается больной. Основной принцип психотерапии панических атак заключается в обучении клиента отпустить, проработать своё избегающее поведение, или не уходить в реальной жизни от ситуаций, провоцирующих у него эмоции страха и тревоги. С высокой эффективностью используется «техника наводнения». Она состоит в том, что клиенты со сходной симптоматикой объединяются в психотерапевтическую группу, с которой работает врач-психотерапевт. Психотерапевт обучает людей управлять своим эмоциональным состоянием. Данная техника заключается в движении самих клиентов навстречу своим страхам и тревожным ситуациям при сопровождении психотерапевта. Люди, которые испытывают чувство страха перед поездкой в метро, сначала собираются в группу на улице, возле станции метро, и прорабатывают собственные эмоции, страхи на данном уровне. Затем, на следующее занятие они заходят в метро, но не спускаются вниз по эскалатору и прорабатывают проблему на том уровне, более близком к реальности. При положительной динамике в группе, следующим шагом является проработка эмоционального состояния клиентами на уровне, ещё более приближенном к объекту фобии. Таким образом, люди могут спуститься вместе с психотерапевтом вниз по эскалатору, работая над своими страхами, но не садиться в поезд. И, наконец, на заключительном этапе они садятся в поезд метрополитена и завершают психотерапевтический процесс при непосредственном соприкосновении с ситуацией, ранее провоцировавшей их страх. Достигаемое в тренинге уменьшение тревоги в прежде угрожающих ситуациях, способствует и снижению страха ожидания приступа. Важной модификацией метода является вовлечение инструктированного родственника больного в качестве поведенческого ко-терапевта. Это значительно расширяет возможности тренинга вне терапевтических сеансов, подчеркивая важную роль родных, как первичной поддерживающей группы.
«А что нужно делать, чтобы одолеть страх?»,- спросил доктор антропологии Карлос Кастанеда у своего учителя дона Хуана. На что тот сказал: «Ответ очень прост: не убегать. Человек должен победить свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг в обучении, и еще шаг, и еще. Он может быть полностью устрашенным, и, однако же, он не должен останавливаться».